Арбитраж
Медиация

Медиацию вряд ли можно назвать современным методом разрешения споров – ведь она родилась сразу вслед за появлением первого конфликта. Еще тогда люди убедились, что взаимоприемлемого разрешения спора лучше добиться переговорами. Историки прекрасно знают. что с давних времен медиация применялась для разрешения внутриплеменных, торговых, межэтнических, а затем международных и прочих двусторонних и многосторонних споров. Называлось это и дружеским посредничеством, и ходатайством постороннего, и просто добрыми услугами. 

Медиация – форма урегулирования споров, альтернативная судебному разрешению, в которой участвуют участники спора, а также третья, стоящая между ними (посередине, medius, medium), независимая и незаинтересованная сторона-посредник, главная цель которой – помочь сторонам решить спор через переговоры, заставить стороны слушать и услышать друг друга, понять и принять точки зрения друг друга, найти устраивающий всех путь разрешения конфликта.

История медиации современной, какой мы видим ее сейчас, берет свое начало на Западе в начале прошлого века. В то время суды становились все более загруженными, что вызывало недовольство течением и эффективностью судебных процессов. Тогда и возник вопрос о необходимости использовать иные методы урегулирования конфликтов.

Беспристрастная третья сторона, помогающая спорящим сторонам разобраться в существующих между ними разногласиях, понять сущность возникших разногласий и, по возможности, их разрешить, называется медиаторпосредник, находящийся посередине. О важности медиации в повседневной жизни общества говорит хотя бы то, что положение медиаторов было законодательно закреплено еще в Древней Греции и Древнем Риме.

Основополагающие принципы медитации:

1. Добровольность. Медиация – добровольный процесс, основанный на стремлении сторон достигнуть честного и справедливого соглашения. Ни одну сторону нельзя принудить к участию в медиации. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.

2. Конфиденциальность. Она зависит от обстоятельств медиации и соглашения, к которому придут стороны. Медиатор не должен разглашать ход и результаты медиации, если это не разрешили стороны или не требует закон.

3. Сотрудничество и равноправие сторон. Стороны равноправны. Ни одна из них не имеет процедурных преимуществ. Им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения. Стороны равны и рассчитывают найти решение, которое будет выгодно для них обеих.

4. Беспристрастность и независимость медиатора. Медиатор должен проводить медиацию, оставаясь беспристрастным и справедливым. Если же он не способен проводить процесс беспристрастно, он обязан прекратить медиацию. Качество процесса медиации повышается, когда у сторон есть уверенность в беспристрастности медиатора.

Свое развитие в Беларуси медиация получила совсем недавно – в последние 20 лет. Но если судить хотя бы только по ее преимуществам перед судебным разрешением споров, станет понятно, что у медиации в нашей стране – большое будущее.