Торги металлопродукцией

Часто задаваемые вопросы

Случаи, сроки и порядок представления сведений для регистрации внебиржевой сделки, состав таких сведений, а также порядок регистрации внебиржевых сделок, ведения реестра внебиржевых сделок и представления заинтересованным лицам информации из реестра определяются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2015 г. № 839.

ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» осуществляет регистрацию внебиржевых сделок в соответствии с Положением о порядке регистрации товарной биржей внебиржевых сделок, утвержденным указанным постановлением.

Во избежание ошибок при заполнении заявителями формуляра для регистрации внебиржевой сделки биржей разработана Инструкция для работы с программным модулем «Внебиржевые сделки».

Обращаем внимание, что с 4 апреля 2016 г. вступили в силу нормы Закона Республики Беларусь от 4 января 2016 г. № 351-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях», устанавливающие ответственность за непредставление сведений о внебиржевой сделке, представление неполных или недостоверных сведений о внебиржевой сделке (ст. 12.14 КоАП РБ).

Вопрос 1: Какие организации обязаны регистрировать внебиржевые сделки по закупке металлопродукции?

Обязанность по регистрации внебиржевых сделок возложена на покупателей, приобретающих биржевые товары для нужд собственного производства и (или) потребления, в качестве которых могут выступать:

  1. Организации, имущество которых находится в государственной собственности;
  2. Хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности или принадлежат организациям, имущество которых находится в государственной собственности;
  3. Хозяйственные общества, а также юридические лица - участники холдинга.

Вопрос 2: Почему невозможно зарегистрировать рамочный договор?

Сведения, которые необходимо предоставить для регистрации внебиржевой сделки, определены в приложении № 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2015 г. № 839. В частности, предоставление таких сведений, как количество (объем) товара; цена за единицу товара с налогом на добавленную стоимость; условия поставки и оплаты товара, являются обязательными.

Как правило, рамочный договор представляет собой соглашение о намерениях и не определяет условия перехода права собственности на товар.

Вопрос 3: Если рамочный договор не содержит необходимые для регистрации сведения, то на основании каких документов следует регистрировать внебиржевую сделку?

Для регистрации может представляться любой документ, содержащий сведения, определенные в приложении 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2015 г. № 839. В частности, таким документом может являться:

  • дополнительное соглашение к договору (контракту);
  • спецификация к договору (контракту);
  • товарно-транспортная накладная;
  • приложение к договору (контракту) и др.

При заполнении формуляра вид регистрируемого документа следует выбирать из выпадающего списка.

При этом необходимо учитывать, что значение «Контракт» выбирается в случае, когда отгрузка товара будет произведена согласно условиям договора (контракта), а не последующих приложений и дополнений к нему.

Вопрос 4: Как определить минимальную сумму внебиржевой сделки, начиная с которой необходимо осуществлять ее регистрацию в секции металлопродукции? Надо ли суммировать внебиржевые сделки, заключенные в течение месяца?

В зависимости от наименования товара минимальная сумма подлежащей регистрации внебиржевой сделки может составлять сумму, эквивалентную 1000 евро и 2000 евро.

Суммировать внебиржевые сделки, заключенные в течение месяца, в целях их регистрации в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2015 г. № 839, не требуется.

Вопрос 5: Почему в формуляре необходимо указывать три даты внебиржевой сделки?

В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке регистрации товарной биржей внебиржевых сделок, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2015 г. № 839, сведения о внебиржевой сделке должны предоставляться для регистрации не позднее трех рабочих дней со дня ее заключения. В этой связи, является важным определение даты заключения внебиржевой сделки.

Дату заключения внебиржевой сделки следует определять на основании статьи 403 Гражданского кодекса Республики Беларусь. По общему правилу внебиржевая сделка признается заключенной в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Офертой является адресованное конкретному лицу предложение совершить определенную сделку. Акцепт же представляет собой ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.

В этой связи, исходя из вида регистрируемого документа, которым оформляется внебиржевая сделка, в формуляре необходимо указать:

  • номер и дату внебиржевой сделки (регистрируемого документа);
  • номер и дату договора (контракта), на основании которого регистрируется новая внебиржевая сделка;
  • дату заключения внебиржевой сделки (регистрируемого документа).

Рассмотрим, как можно определить дату заключения внебиржевой сделки в зависимости от документа, которым она оформлена.

Вид документа Дата заключения
договор (контракт) с момента подписания стороной, получившей предложение заключить договор (контракт)
дополнительное соглашение к договору (контракту) с момента подписания стороной, получившей предложение заключить дополнительное соглашение
спецификация к договору (контракту) с момента ее подписания стороной, получившей спецификацию
товарно-транспортная накладная с момента приемки товара грузополучателем
приложение к договору (контракту) с момента подписания стороной, получившей приложение

Следует отметить, что номер и дата внебиржевой сделки (регистрируемого документа) и дата заключения внебиржевой сделки (регистрируемого документа) могут совпадать.

Вопрос 6: Как определять основание для заключения внебиржевой сделки по закупке металлопродукции?

Для определения основания заключения внебиржевой сделки по закупке металлопродукции в целях ее регистрации необходимо руководствоваться нормами постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2004 № 714. Указанным постановлением определены следующие внебиржевые схемы закупки металлопродукции, включенной в перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа»: у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), а также для осуществления внутриотраслевой кооперации у организаций Министерства промышленности, Министерства сельского хозяйства и продовольствия и Министерства архитектуры и строительства.

Заявитель должен определить категорию продавца или наличие внутриотраслевой кооперации в соответствии с критериями, установленными постановлением, и указать ее в качестве основания заключения внебиржевой сделки при заполнении формуляра.

При этом необходимо учитывать, что если продавец является производителем товара, то при заполнении формуляра данные в графах «Контрагент» и «Производитель товара» должны совпадать.

Вопрос 7: Как поступать в случае внесения изменений либо дополнений в условия внебиржевой сделки, зарегистрированной ранее?

В случае внесения изменений и (или) дополнений в условия зарегистрированной внебиржевой сделки в результате которых изменились сведения, представленные для ее регистрации, заявитель обязан в течение трех рабочих дней со дня ее заключения представить новые сведения для регистрации такой сделки.

Вопрос 8: В каких случаях биржа может отказать в регистрации внебиржевой сделки?

Такие случаи определены в пункте 7 Положения о порядке регистрации товарной биржей внебиржевых сделок, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2015 г. № 839.

Биржа отказывает в регистрации внебиржевой сделки, если заявитель:

представил неполные сведения;

не подтвердил сведения в случае и сроки, указанные в пункте 5 Положения (справочно: непредставление запрошенных биржей сведений в срок не позднее одного рабочего дня);

представил товарной бирже сведения, не соответствующие документам, которыми оформлена заключенная внебиржевая сделка.

Информация об отказе в регистрации внебиржевой сделки с указанием причины отказа размещается биржей в информационной системе в день отказа в регистрации внебиржевой сделки.

Вопрос 9: Если биржа отказала в регистрации внебиржевой сделки можно ли обратиться повторно?

Да, можно.

В соответствии с пунктом 9 Положения о порядке регистрации товарной биржей внебиржевых сделок, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2015 г. № 839, заявитель в течение двух рабочих дней со дня размещения биржей в информационной системе информации об отказе в регистрации внебиржевой сделки должен устранить основания, явившиеся причиной отказа, и представить бирже сведения в форме электронного документа (путем заполнения формуляра с уточненными данными) и (или) подтвердить сведения документами, которыми оформлена заключенная внебиржевая сделка, представляемыми в форме электронного документа (например, предоставить ТТН и др.).

Вопрос 10: Является ли факт регистрации внебиржевой сделки биржей подтверждением ее соответствия требованиям законодательства?

Нет, не является.

Биржа, руководствуясь нормами постановления Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2015 г. № 839, осуществляет регистрацию внебиржевых сделок по заявительному принципу и не проводит проверку на предмет соответствия их законодательству.

Ответственность за достоверность представленных для регистрации внебиржевой сделки сведений, а также за соблюдение установленного порядка заключения внебиржевых сделок по закупке металлопродукции несет заявитель.

Справочно: Закупка металлопродукции с нарушением действующего законодательства Республики Беларусь является правонарушением и в соответствии со статьей 12.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях может повлечь наложение штрафа на юридическое лицо в размере от ста до трехсот процентов от стоимости металлопродукции со стороны контролирующих органов.